Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани – одна из главных достопримечательностей Центральной Грузии, созданная руками человека. Узкоколейка является одновременно и аттракционом, и способом добраться из бальнеологического курорта на горнолыжный. В статье расскажу историю созданий железной дороги, как на ней прокатиться и как лучше вернуться из Бакуриани обратно в Боржоми.
История узкоколейки
Узкоколейную железную дорогу Боржоми – Бакуриани проложили на рубеже XIX и XX веков. Ширина ее колеи составляет 900 миллиметров, отсюда и название. Стандартная ширина колеи, используемая в Российской империи, в то время составляла 1524 миллиметра (сейчас она составляет 1520 миллиметров). Железная дорога Боржоми – Бакуриани первоначально строилась с одной целью – возить отдыхающих из Боржоми к минеральным источникам расположенного в горах поселка Бакуриани.
В реализации проекта принял участие сам Гюстав Эйфель – автор одноименной башни в Париже. Он спроектировал мост Цагвери-Цеми на реке Цемисцкали, по которому проходит состав. Сейчас его все так и называют – мост Эйфеля.
До 1966 года по узкоколейке бегали паровозы, а после электрификации дороги по ней пустили электровозы серии ЧС11, разработанные инженерами чехословацкого завода Škoda. Они «живы» до сих пор и по-прежнему поднимают вагоны к Бакуриани и спускают их в Боржоми.
В советское время узкоколейную дорогу частично использовали грузовые составы, после того как в горах открыли месторождение андезита. С распадом Советского союза грузовое движение прекратилось, сильно снизился и пассажиропоток. Однако даже в самые тяжелые годы «кукушка» (так в советское время назвали маленькие составы) продолжала связывать два курорта: Боржоми и Бакуриани.
При Михаиле Саакашвили его родственники создали проект по популяризации узкоколейной железной дороги среди детей. Предполагалось раскрасить локомотивы, вагончики и станции в веселые цветы, но проект не был реализован до конца.
Но «кукушка» все же дождалась обновления. В конце 2016 года по узкоколейке пустили обновленный состав из четырех вагончиков по 32 места в каждом. На реставрационные работы власти Грузии потратили 290 тысяч долларов.
Узкоколейка Боржоми – Бакуриани в наши дни
Узкоколейная железная дорога Боржоми – Бакуриани работает круглогодично, в день оправляется два рейса из Боржоми и столько же из Бакуриани.
Читатель сайта сообщил, что из-за эпидемии коронавируса «кукушка» временно не ходит. Если вдруг вы первые прокатитесь на поезде в 2022 году, пожалуйста, напишите в комментариях!
Расписание поезда Боржоми – Бакуриани
- 07:15
- 10:55
Расписание поезда Бакуриани – Боржоми
- 10:00
- 14:15.
Время в пути: 2,5 часа.
Стоимость проезда: 2 лари.
Билеты приобретаются прямо в поезде.
Расписание «кукушки» подстроено под прибытие/отправление из Тбилиси, что очень удобно.
Только не забудьте про важный момент: поезд Боржоми – Бакуриани отправляется не с главного железнодорожного вокзала «Боржоми-Парк», который расположен в центре города (на картах Google — Borjomi Parki Railway Station), а со станции «Черная речка» на его окраине, ее еще называют «Боржоми-Грузовая» (на картах Google — Borjomi Railway Station).
Электрички из Тбилиси останавливаются на обеих станциях, а вот поезд Боржоми – Бакуриани повторюсь, отправляется только со второй.
Как добраться до станции «Черная речка» из центра Боржоми
- На маршрутке – стоимость проезда от 50 тетри до 1 лари (маршрутчики обычно берут с туристов больше).
- На такси – 4-5 лари.
- Пешком – от одной железнодорожной станции в центре Боржоми до станция «Черная речка» идти 3,5 километра, 40-50 минут.
Если вы едете из Тбилиси и хотите попасть а Бакуриани, не заезжая в Боржоми, то самый просто вариант сесть на электричку Тбилиси – Боржоми, выйти на станции «Черная речка», сесть на поезд Боржоми – Тбилиси.
Кстати, ранее узкоколейка начиналась у станции «Боржоми-Парк», но позже ее сократили.
Зачем ехать на узкоколейке
Поезд из Боржоми в Бакуриани идет гораздо медленнее маршрутки, но прокатиться на нем хотя бы в одну сторону очень рекомендую! Невероятные виды из окон вагончиков ждут вас в любое время года. Причем кто-то уверяет, что зимой они гораздо круче, чем летом. Утверждать не могу, я катался на «кукушке» весной.
Тем, кто едет в Бакуриани, кататься на горных лыжах, тоже советую остановить свой выбор на поездке. В маршрутке меньше места и со снаряжением будет неудобно. Тем более уровень комфорта в поезде после его обновления стал значительно выше.
Ну и не забывайте, что узкоколейная железная дорога Боржоми – Бакуриани была задумана не как аттракцион, а средство передвижения. Ею часто пользуются местные жители, особенно в низкий туристический сезон.
Дворец Романовых под Боржоми ==>>
Впечатления от поездки на узкоколейки Боржоми — Бакуриани
Я прокатился на «кукушке» из Боржоми в Бакуриани еще до реставрации составов. Тогда он состоял из электровоза и двух изрядно обшарпанных вагончиков. Проезд в одном стоял 2 лари, во втором (с более старыми сиденьями) – 1 лари. Сейчас, напомню, стоимость проезда одинакова во всех вагонов и составляет 2 лари.
До станции «Черная речка» из центра города добрался на такси, отдав 2 лари. Грузин за рулем одобрительно поцокал языком, узнав о моих планах прокатиться на «кукушке». Народу в вагоне почти не было – 3 человека, причем я оказался единственным туристом.
Билет приобрел у контролера уже после отправления поезда. Первая половина поездки особо ничем не примечательна, поскольку проходит по равнинной части. Но затем поезд забирает резко вверх и тут открываются шикарные виды. Лес, горы, речки… А как пахнет воздух. По глупости, а точнее из-за спешки я забыл в апартаментах фотоаппарат, поэтому снимков получилось совсем немного, да и те сделаны на телефон. Вагончики хоть и закрытые, но во время поездки можно выйти в открытый тамбур. Состав двигается медленно, поэтому ехать совсем не страшно.
Маршрут следования поезда
В пути «кукушка» делает несколько коротких остановок. Пассажиры, в основном местные жители, ссаживаются, некоторые (реже) подсаживаются. Когда поезд подъезжает к знаменитому мосту Эйфеля кто-то обычно обязательно предупреждает. Мост расположен перед станцией Цагвери, на которой поезд тоже делает остановку. Здесь он встречается со своим близнецом – еще одной «кукушкой», которая спускается с гор. Составы благополучно расходятся и продолжают свой путь. Если повезет - часть пути вы можете проехать в кабине машиниста, впрочем, и из окон вагонов виды открываются не менее чудесные. В просьбе прокатиться в кабине машиниста нет ничего зазорного, в Грузии многое так и делается: вежливо попросил улыбнулся и попросил то, чего хотел.
В Бакуриани делать особо нечего, тем более, летом (курорт-то горнолыжный). Разве что еще раз сфотографироваться на фото необычного электровоза, который напоминает крокодила.
Назад в Боржоми я поехал на маршрутке. В Боржоми они ходят каждый час, начиная с 10:00. Стоимость проезда — 3 лари. Есть маршрутка в Тбилиси. Она отправляется в 11:00, стоимость проезда — 8 лари. За дополнение спасибо читателю Роману!
Время в путь около часа, то есть в два раза меньше, чем на «кукушке». На все путешествии Боржоми – Бакуриани – Боржоми у меня ушло 5 часов. Отличный способ занять себя на полдня.
Подытоживая рассказ, отмечу, что узкоколейная железная дорога Боржоми – Бакуриани не только достопримечательность региона, но и прекрасный способ добраться на горнолыжный курорт в зимнее время. Да, не быстрый, но очень красивый.
Влюбленный в Грузию, Игорь ОЗИН.
Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.
Проверено неоднократно - лучший сервис аренды авто в Грузии.
Авто с водителем по Грузии дешевле, чем на улице - выбрать лучший вариант.
Обратно маршрутки из Бакуриани в сторону Боржоми идут каждый час с 10-00. То есть, если водитель десятичасовой маршрутки не загрустит и не пойдет домой (как случилось в нашем случае 🙂 ), то из Бакуриани можно будет уехать почти сразу после приезда утренней кукушки из Боржоми. Дальше в 11-00 практически 100% будет маршрутка до Тбилиси(!), время до которой можно скоротать за завтраком в кафе, либо потратить те же 30 лари (что и на завтрак) на такси. Маршрутка в 11-00 до Тбилиси была наполнена на 100% и пассажиры до Боржоми запускаются в маршрутку с наименьшим приоритетом. Сам путь до Боржоми из Бакуриани на маршрутке занимает всего 40 минут (возможно из-за того, что весь путь идет с горки). И стоит всего 3 лари. Проезд до Тбилиси стоит 8 лари.
Спасибо, Роман за ценный комментарий. Внес изменения в статью.
Спасибо за статью, все четко расписали, надеюсь жизнь не внесет свои коррективы и мы прокатимся на «кукушке»
Удачного вам путешествия!
Ездил я на этой кукушке в феврале 1972 года из Боржоми в Бакуриани. Уже многое позабывалось, но отчетливо помню, как болтались вагончики на рельсах. Я с кинокамерой вышел на открытую площадку вагона снимать красоту окружающую, и в этот момент вагон качнуло, причем так сильно, что я чуть не вылетел с площадки. Взмахнул рукой, в которой была камера, и стукнул краем объектива о стойку вагона. Вкрученный светофильтр разлетелся вдребезги, но объектив, к счастью, не пострадал. Так что отпуск был заснят на пленку. Сейчас, надеюсь, дорогу подправили.
Не работает «кукушка» уже 2 года (на январь 2022), только грузоперевозки из-за ковида. Тупость конечно, видели бы вы маршрутки)
Ох как жаль, спасибо что рассказали!
Были 24 февраля 2022 года в боржом, знаем официально что поезд кукушка не ходит
19 декабря 2022
Кукушка Не работает!!!
Кукушка не работает((( По слухам,могут запустить году эдак в 2025 (но это не точно)
Июнь 2023 года, к сожалению поезд не ходит. Многие станции разбиты. Как минимум в 3 участках сошли сели и камни, дорога завалена, и в паре мест повреждены рельсы на отрезке Боржоми — Цагвери