Из Батуми в Каппадокию на авто я ехал с ночевкой в Трабзоне, так как были дела в этом городе. Но по сути доехать до турецкой Каппадокии из грузинского Батуми можно одним днем. В статье расскажу свой опыт поездки, какие есть альтернативы моему маршруту и покажу фото.
Время в пути во многом зависит от прохождения грузино-турецкой границы на КПП Сарпи. Свой опыт прохождения границы Грузии и Турции описал в отдельной статье. Я прошел за полтора часа, но так как из Батуми выехал после обеда и в Трабзоне были дела, забронировал отель в этом городе на ночь. Про отель, что посмотреть и где поесть в Трабзоне. Сим-карту в Турции не покупали — очень уж это сложно. У меня установлено приложение Airalo — пакет 5 Гб стоил 12 долларов. Если пользуетесь приложением раз — введите мой промокод IGOR8223 и получите скидку 3 доллара.
Ехали на авто на российских номерах — «зеленую карту» оформил через сервис Полис812. По ссылке полис оформляется онлайн и есть доставка за рубеж.
Маршрут через Трабзон и горы
Мой маршрут Батуми — Каппадокия на машине выглядел так: Батуми — Трабзон — далее в горы по дороге E97 через Гюмюшхане и Ширан — дорога E80 до Сушехри — Зара — Сивас — Кайсери — Гереме (Каппадокия). Расстояние Батуми — Каппадокия на таком маршруте выходит 855 км. Платных дорог нет.
Такой путь предложили Гугл Карты как самый короткий. Преодолеть его можно за 11,5 часов. Но это, если ехать без остановок. С прохождением границы, заправками, «перекурами» и минимум одним полноценным приемом пищи уйдет часов 14-15. Поскольку я разделил дорогу на два дня, то мой тайминг вышел таким:
- Батуми — Трабзон — от отеля в Батуми до отеля в Трабзоне ушло с прохождением границы 4 часа 15 минут. Остановок на пути помимо КПП Сарпи не делал.
- Трабзон — Каппадокия — от отеля в Трабзоне до отеля в Гереме ехал 10 часов. Делал четыре остановки: две заправки, полноценный прием пищи в придорожном ресторане и заезд на АЗС за кофе.
Теперь подробнее расскажу о каждом участке дороги.
Батуми — Трабзон
Расстояние от Батуми до Трабзона 200 км, время в пути на авто без учета прохождения границы — 2,5 часа. Маршрут проходит по трассе E70 категории A, проложенной между Понтийскими горами и Черным морем. Дорога имеет 2-3 полосы в каждую сторону и разделительную полосу. Максимальная скорость на ней — 90 км/ч. По пути много населенных пунктов и тоннелей, где действуют ограничения. Качество асфальтового покрытия отличное, места для перекуса и АЗС в достаточном количестве.
Трабзон — Ширан
Длина участка 150 км. В Трабзоне навигатор уводит налево в горы. Сначала ехали по дороге E97 — отличный асфальт, две полосы в каждую сторону большую часть участка. Ехать через перевал и есть немного серпантина. Но переживать не стоит — он лайтовый. С E97 в какой-то момент дорога уходит вправо и до Ширана начинается такой себе участок. Такой себе для Турции — в Грузии это дорога считалась бы хорошей.
Ширан — Сушхери — Зара — Сивас
Длина участка 236 км. После Ширана выехали на дорогу E80, которая ведет до Сушхери. Отличное асфальтовое покрытие, две полосы в обе стороны. Сушхери и Зару соединяет дорога D865, на большем протяжении которой также идет двухполосный участок. На этом участке есть небольшой серпантин, но он совсем лайтовый. Трудностей не вызвал.
Сивас — Кайсери — Гереме
Длина участка 270 км. Оставили город Сивас по правую руку и вскоре ушли налево — дорога на Кайсери. На этом участке сделали обеденный перерыв. Выбор для обеда пал на место MOLA OTEL RESTORAN DÜŞLER BAHÇESİ. У ресторана большая зеленая территория, много разных беседок и столиков. Два блюда, одна порция пахлава, два чая и айран стоили 184 лиры (10 долларов). Хлеб приносят бесплатно. Все понравилось, только картой расплатиться не получилось.
90% участка — скоростной автобан с двухполосным движением. В Кайсери заезжать не надо, навигатор повел в обход. Еще чуть-чуть и мы в Каппадокии!
Что посмотреть в Каппадокии
Маршрут через Самсун и Чорум
Расстояние Батуми — Каппадокия по такому маршруту — 962 км. Этот маршрут на 100 км длиннее маршрута, который преодолели мы. Зато на нем нет серпантинов. Проходит по многополосному автобану. Платных дорог на этом маршруте тоже нет. Лично по нему не ездил — у кого есть опыт, напишите, пожалуйста, в комментариях.
Про заправки, стиль вождения и дороги
В Турции большое количество АЗС, в том числе международных и местных сетей. Стоимость бензина на низ примерно одинаковая. Максимальная разница — 0,5 лиры, но чаше она не превышает 10-20 курушей (аналог российских копеек). В момент моего путешествия 95-й бензин стоил 25,3 — 25,4 лир за литр.
Я заправлялся на Лукойле, потому что знаю эту сеть по РФ, Шелле, потому что знаю его по Венгрии и Petroi Oil, потому что оформление стильное. Больше всего мне нравится Shell, так как у него единая система оформления АЗС. Есть кофе и другие напитки, можно перекусить.
Процесс заправки авто на турецких АЗС выглядит так: подъезжаешь к колонке, подходит заправщик, говоришь сколько надо бензина, он вбивает номер авто и начинается заливка топлива. Далее прямо у колонки печатается чек и если платишь наличкой, то отдаешь заправщику. Если картой, то с чеком идешь внутрь АЗС, оплачиваешь на кассе, а перед выездом с заправки показываешь чек об оплате заправщику. Оставлять чаевые или нет, дело каждого. Я оставляю в случае, если меня не просто заправили, но и помыли лобовое стекло, например.
90% дорог, по которым мне довелось ездить в Турции, идеального или очень хорошего качества. Две, три или даже четыре полосы в каждом направлении — обычное явление. Как и разделитель встречных сторон. На серпантинах и горных полос может быть меньше, а качество полотна похуже, но таких участков на пути из Батуми в Каппадокию мало.
Турки водят в разы лучше, чем грузины: включают поворотники, резко не тормозят и не подрезают. В целом водить комфортно.
Текст Игорь Озин.
Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.
Проверено неоднократно - лучший сервис аренды авто в Грузии.
Авто с водителем по Грузии дешевле, чем на улице - выбрать лучший вариант.