Прямо к звездам — знакомство с Тбилисским фуникулером

Обновлено

Фуникулер в Тбилиси – уникальная транспортная система грузинской столицы с более чем вековой историей. Тбилисский фуникулер имеет всего две станции, не считая нижней. На них расположено много достопримечательностей. На средней остановке находится пантеон, где похоронен поэт Александр Грибоедов и многие известные грузинские деятели, а также церковь Святого Давида. Доехав до верхней станции, вы попадете на вершину горы Мтацминда с потрясающими видами, парком развлечений и ресторанным комплексом.

История фуникулера в Тбилиси

История тбилисского фуникулера

Фуникулер в Тбилиси ведет свою историю с 1900 года. Именно тогда был подписан договор о строительстве линии канатной железной дороги. Власти города заключили соглашение с частной фирмой из Бельгии, по которому ее владельцы получали доходы от эксплуатации фуникулера следующие 45 лет. По истечении этого срока все сооружение передавалось городу на безвозмездной основе. Соглашение также предусматривало бесплатный проезд для:

  1. Детей младше 5 лет.
  2. Сотрудников правоохранительных органов.
  3. Почтальонов.

Созданием Тбилисского фуникулера, которое началось в 1903 году, руководил инженер Альфонс Роби. Работы закончились спустя 2 года, а готовое творение представляло собой пару вагонов на линии длиной 500 метров. Ровно посередине была устроена развязка с промежуточной станцией, где находилась обзорная площадка.

Фуникулер в советское время

Фуникулер на картине ПиросманиВ 30-е годы по решению местных властей верхнюю станцию по непонятным причинам полностью перестроили. Проект нового здания создали в неоклассическом стиле. Тогда же на горе Мтацминда открыли Парк культуры и отдыха, который позже назвали в честь Иосифа Сталина. Здесь установили аттракционы и колесо обозрения. Подробнее про парк Мтацминда в Тбилиси я написал в отдельной статье.

В 1960-х годах перестроили и нижний павильон, правда, уже в духе модернизма. Уже тогда фуникулер и парк стали одной из главных достопримечательностей среди жителей Тбилиси и гостей города. Популярность горы Мтацминды была так велика, что помимо фуникулера к плато от площади Руставели провели канатную дорогу. Но она проработала только 30 лет и закрылась после страшной трагедии.

ТОП-5 музеев Тбилиси

Трагедия с обрывом троса

1 июня 1990 года после обрыва тягового каната пассажиры одной из кабинок канатной дороги упали с 20-метровой высоты. В результате трагического инцидента погибли 20 человек, еще около 50 получили тяжелые травмы. ЧП могло и не произойти, если бы незадолго до этого стандартные гондолы не заменили на более вместительные кабинки. Их тормозная система была несовместима с несущим канатом, поэтому тормоза вагонов не сработали. Кроме того, количество пассажиров превышало предельно допустимую норму.

Тбилисский фуникулер в наше время

После трагедии канатную дорогу на гору Мтацминда закрыли, а Тбилисский фуникулер работал в прежнем режиме. Но спустя 10 лет и 20 дней схожий инцидент произошел и на нем. В результате обрыва троса пострадали 20 туристов. К счастью, никто не погиб и тяжелые травмы также никто не получил. Однако фуникулер после этого остановили.

В 2013 году фуникулер в Тбилиси был восстановлен и реставрирован, вновь свой внешний облик сменили павильоны верхней и нижней станций. По маршруту пустили новые вагоны, более современные и надежные. Они разделены на 3 секции, имеют застекленные стены и крышу, что позволяет любоваться видами даже при большом количестве пассажиров.

Виды с одной из станций фуникулера

Полезная информация о проезде на фуникулере

Фуникулер в Тбилиси -  самый удобный способ добраться в парк Мтацминда. Его нижняя станция, которая так и называется – «Нижняя» — расположена на улице Чонкадзе, верхняя (носит название «Мтацминда») – на самой горе.

Также есть средняя станция – «Пантеон» с разъездом в 70 метров (общая протяженность фуникулера составляет 500 метров).

Вагончики поднимаются вверх около 500 метров
Время работы

С понедельника по воскресенье – с 09:00 до 04:00 утра. На средней станции фуникулер делает остановку с 09:00 до 19:00.

Средний интервал между отправлениями составляет около 10 минут. Обе кабинки встречаются посередине пути на средней станции.

Пантеон - остановка фуникулера в Тбилиси

Для проезда на фуникулере необходимо приобрести карту парка Мтацминда за 2 лари. Данная карта является бессрочной, залог за нее в отличие от карты для проезда в метро Тбилиси вернуть невозможно.

Стоимость проезда

  • Поездка в одно направление — 3 лари.

Если хотите подняться на фуникулере от нижней до средней станции, затем на верхнюю, а затем спуститься, то приготовьте 9 лари на человека.

Как добраться 

Нижняя станция фуникулера находится на улице Чонкадзе. Непосредственно к павильону общественный транспорт не ходит. Пешком из центра города (например, от площади Свободы) до фуникулера можно дойти минут за 25-30. Обращаю внимание, что дорога идет в гору и может быть тяжела для маленьких детей и пожилых людей.

Экскурсия с поездкой на фуникулере

По вечернему Тбилиси на автобусе и пешком — групповая экскурсия с посещением нарядного проспекта Руставели, Старого города и горы Мтацминда.


Фуникулер в Тбилиси на карте

Альтернативы фуникулеру

  • Автобус 124 — идет до самого верха горы Мтацминда. Цена вопроса — 50 тетри. Для катания на аттракционах карточку парка все равно покупать придется.
  • Такси или свой/арендованный автомобиль — на вершине горы есть большая парковка (есть маркер на карте). Подниматься по той же дороге, что и автобус, но проехать надо дальше конечной остановки.
  • Пешком — дорога начинается на пересечении улиц Чонкадзе и Мтацминда (отметил на карте). Подъем не очень сложный, есть скамейки для отдыха.

Совет! Рекомендую подниматься на фуникулере, а спускаться пешком с перерывом у пантеона. Вниз дорога совсем несложная, справится практически любой.

Мои впечатления о Тбилисском фуникулере

Я катался на фуникулере в Тбилиси более пяти раз. Первый раз после 10 вечера, когда средняя станция уже не работала, а на верхней народу было очень мало. В летний сезон на горе Мтацминда наверняка гуляют до самого утра, но в середине апреля оживления не наблюдалось.

Цены на проезд на фуникулере

В кассе приобрел карточку и положил на нее несколько лари. Доступ на станцию «Нижняя» осуществляется через турникет. Он оснащен автоматической системой, то есть после прикладывания карточки и списывания суммы, поворачивается и пропускает вас самостоятельно.

Многие этого не знают и начинают ломиться через турникет, пытаясь его провернуть самостоятельно. Видимо, случались даже поломки, так как у вход дежурит сотрудник, объясняющий нетерпеливым туристам тонкости работы турникета :) . Кстати, турникетов внизу установлено 4 или 5, но работают обычно один, максимум два.

Кабинки фуникулеры современные и очень симпатичные. В каждой может поместиться человек 20. То есть за раз наверх могут подняться до 60 человек. Но это не помогает по праздникам, когда количество желающих подняться на Мтацминду увеличивается в разы. Например, в майские очередь может растянуться, а время ожидания составит до часа.

Садиться лучше всего у окон нижней кабинки перед пультом управления. Удобные места и шикарный вид на Тбилиси при подъеме.

Фуникулер в Тбилиси: как добраться

Рекомендую подняться на гору Мтацминда дважды – в темное время суток, чтобы посмотреть на Тбилиси «в тысячах огней», как о городе писали Ильф и Петров, а также днем, когда город выглядит совсем иначе.

Совет! Не спешите класть деньги на карту в кассе внизу. Возможно вы захотите спуститься пешком. Задача несложная, а в качестве бонуса еще несколько смотровых площадок.

Лучшие рестораны Тбилиси

Если у вас остались вопросы о Тбилисском фуникулере, задавайте их в комментариях. Там же жду ваши впечатления о поездке на фуникулере.

Влюбленный Грузию, Игорь ОЗИН.

Прямо к звездам — знакомство с Тбилисским фуникулером
4.6 (92.31%) ПРОГОЛОСОВАЛО 13

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru.

Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отдых в Грузии
Комментариев: 1
  1. Юрий

    Насчёт стоимости проезда: карта по-прежнему стоит два лари, а вот проезд на любом плече теперь стоит три лари. Катались 4 января 2019 года.

    И маленький лайфхак: приходите кататься утром, часов до одиннадцати. Народу будет гораздо меньше. Во всяком случае, в январе, что на канатке, что на фуникулёре: поднимались без очереди, а спускались — видели уже немаленькую очередь!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: