Фуникулер в Тбилиси – уникальная транспортная система грузинской столицы с более чем вековой историей. Тбилисский фуникулер имеет три станции — нижнюю, среднюю и верхнюю. На средней находится пантеон, где похоронены известные грузинские деятели и русский поэт Александр Грибоедов. На верхней расположены ресторанный комплекс, парк развлечений, колесо обозрения и лучшие виды на Тбилиси.
История Тбилисского фуникулера
История фуникулер в Тбилиси началась в 1900 году, когда подписали договор о строительстве линии канатной железной дороги. Власти города заключили соглашение с частной фирмой из Бельгии, по которой она получала доход от эксплуатации фуникулера на 45 лет. Затем все сооружение передавалось Тбилиси на безвозмездной основе. Соглашение также предусматривало бесплатный проезд для:
- Детей младше 5 лет.
- Сотрудников правоохранительных органов.
- Почтальонов.
Созданием Тбилисского фуникулера, которое началось в 1903 году, руководил инженер Альфонс Роби. Работы закончились спустя 2 года. Фуникулер представлял собой два вагона на линии длиной 500 метров. Посередине пути сделали развязку с промежуточной станцией, где находилась обзорная площадка.
Фуникулер в советское время
В 30-е годы верхнюю станцию перестроили. Новое здания создали в неоклассическом стиле. Тогда же на горе Мтацминда открыли Парк культуры и отдыха имени Иосифа Сталина. Здесь установили аттракционы и колесо обозрения. Подробнее про парк Мтацминда в Тбилиси читайте в отдельной статье.
В 60-х годах перестроили нижний павильон — уже в духе модернизма. Фуникулер Тбилиси и парк Мтацминда стали одной из главных достопримечательностей города. Популярность горы Мтацминды была так велика, что к ее вершины от площади Руставели провели канатную дорогу. Она проработала только 30 лет и закрылась после страшной трагедии.
Трагедия с обрывом троса
1 июня 1990 года после обрыва тягового каната пассажиры одной из кабинок канатной дороги упали с 20-метровой высоты. Жертвами инцидента стали 20 человек, еще около 50 получили травмы. ЧП могло и не произойти, если бы незадолго до этого стандартные гондолы не заменили на более вместительные кабинки. Их тормозная система оказалась несовместима с несущим канатом, поэтому тормоза вагонов не сработали. Кроме того, количество пассажиров превышало предельно допустимую норму.
Тбилисский фуникулер в наше время
После трагедии канатную дорогу на гору Мтацминда закрыли, а фуникулер Тбилиси работал в прежнем режиме. Но спустя 10 лет и 20 дней схожий инцидент произошел и на нем. В результате обрыва троса пострадали 20 туристов. Никто не погиб, но фуникулер остановили.
В 2013 году фуникулер в Тбилиси восстановили — внешний облик сменили павильоны верхней и нижней станций. По маршруту пустили новые вагоны — более современные и надежные. Они разделены на 3 секции, имеют застекленные стены и крышу.
Полезная для посещения информация
Фуникулер Тбилиси - самый удобный способ добраться в парк Мтацминда. Его нижняя станция расположена на улице Чонкадзе, верхняя (носит название «Мтацминда») – на самой горе.
Также есть средняя станция – «Пантеон» с разъездом в 70 метров. Общая протяженность фуникулера составляет 500 метров.
Время работы. Ежедневно с 10:30 до 21:30. На средней станции фуникулер делает остановку до 19:00.
Средний интервал между отправлениями зависит от времени года и составляет от 10 до 20 минут. Кабинки встречаются посередине пути на средней станции. Подъем и спуск занимают около двух минут.
Стоимость проезда. Для проезда на фуникулере необходимо приобрести карту парка Мтацминда за 2 лари. Она продается в кассе у нижней станции. Карта бессрочная, залог за нее в отличие от карты для проезда в метро Тбилиси вернуть нельзя. Поездка в одно сторону стоит 10 лари.
Как добраться. Нижняя станция фуникулера находится на улице Чонкадзе. Непосредственно к павильону общественный транспорт не ходит. Время в пути до нижней станции из центра города займет 25-30 минут. Дорога идет в гору, поэтому если идти тяжело или лень, то проще вызвать такси.
Экскурсия с поездкой на фуникулере. По вечернему Тбилиси на автобусе и пешком — групповая экскурсия с посещением нарядного проспекта Руставели, Старого города и горы Мтацминда.
Фуникулер в Тбилиси на карте
Альтернативы фуникулеру
- Автобусы №90 и 124 — идут до вершины горы Мтацминда. Цена вопроса — 1 лари. Для катания на аттракционах и колеса обозрения понадобится карточка парка.
- Такси или свой/арендованный автомобиль — на вершине горы есть большая парковка, отметил ее на карте выше. Подниматься по той же дороге, что и автобус, но проехать надо дальше конечной остановки.
- Пешком — дорога начинается на пересечении улиц Чонкадзе и Мтацминда (отметил на карте). Подъем не очень сложный, есть скамейки для отдыха.
Совет! Рекомендую подниматься на фуникулере, а спускаться пешком с перерывом у пантеона.
Мои впечатления о Тбилисском фуникулере
Я катался на фуникулере Тбилиси семь раз. Первый после 10 вечера, когда средняя станция уже не работала, а на верхней народу было очень мало. В летний сезон на горе Мтацминда наверняка гуляют до самого утра, но в середине апреля оживления не наблюдалось.
Карточку приобрел в кассе. Доступ на станцию «Нижняя» осуществляется через турникет. Он оснащен автоматической системой, то есть после прикладывания карточки и списывания суммы, поворачивается и пропускает вас самостоятельно.
Многие этого не знают и начинают ломиться через турникет, пытаясь его провернуть самостоятельно. Видимо, случались даже поломки и теперь у турникета дежурит сотрудник, объясняющий туристам тонкости его работы.
Кабинки фуникулеры современные и симпатичные. В каждой может поместиться человек 20. То есть за раз наверх могут подняться до 60 человек. Но это не помогает по праздникам, когда количество желающих подняться на Мтацминду увеличивается в разы. Например, в майские каникулы время ожидания составит до часа.
В дни праздников и высокий туристический сезон к фуникулеру может скапливаться большая очередь, а в кабинке может быть тесно. Учитывайте этот момент при планировании.
Садиться лучше всего у окон нижней кабинки перед пультом управления. Это самые удобные места, которые обеспечивают шикарный вид на Тбилиси при подъеме.
Рекомендую подняться на гору Мтацминда дважды – в темное время суток, чтобы посмотреть на Тбилиси «в тысячах огней», как о городе писали Ильф и Петров. Второй раз днем, когда город выглядит совсем иначе.
Совет! Не спешите класть деньги на карту в кассе внизу. Возможно вы захотите спуститься пешком. Задача несложная, а в качестве бонуса еще несколько смотровых площадок.
Влюбленный Грузию, Игорь ОЗИН.
Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.
Проверено неоднократно - лучший сервис аренды авто в Грузии.
Авто с водителем по Грузии дешевле, чем на улице - выбрать лучший вариант.
Насчёт стоимости проезда: карта по-прежнему стоит два лари, а вот проезд на любом плече теперь стоит три лари. Катались 4 января 2019 года.
И маленький лайфхак: приходите кататься утром, часов до одиннадцати. Народу будет гораздо меньше. Во всяком случае, в январе, что на канатке, что на фуникулёре: поднимались без очереди, а спускались — видели уже немаленькую очередь!